Самостоятельное изучение предметов учащимися
Вопрос о самостоятельном изучении предметов школьниками разных возрастов довольно спорный. Кто-то из учителей разделяется мнение, что такой подход категорически неприемлем. Что даже если ученик заболел и пропусти определенное количество занятий, он должен в обязательном порядке восполнить образовавшиеся пробелы путем прохождения дополнительного курса занятий. Кто-то из учителей, наоборот, считает, что самостоятельное обучение только улучшает восприимчивость школьников к предметам.
Всероссийские дистанционные олимпиады для школьников – это замечательный пример самостоятельной работы школьников по всем предметам. Проходя олимпиады, ученики не только улучшают навыки работы с тестами и более сложными заданиями, но и структурируют пройденный материал, улучшают внимание и сноровку. Среди лучших олимпиад на просторах российского интернета стоит отметить дистанционные олимпиады «Отличник».
Помимо олимпиад, в самих учебниках по математике, физике, химии и другим предметам можно заметить интересный раздел «читательская лаборатория», который введен в учебники специально. Этот раздел наделяет школьников знаниями и учит анализировать пройденный материал самостоятельно. Например, такой раздел в учебнике по литературе учит детей самостоятельно работать с художественным текстом, анализировать его. Этот раздел учит их не воспринимать на веру то, что говорят другие ученики или даже учитель,
вступать с ним в полемику, потому что такой подход позволяет ученику действительно ощущать себя если не равным, то во всяком случае человеком, который общается с писателем непосредственно, не с помощью учителя, не с помощью кого-то там другого.
Есть ещё один раздел в школьных пособиях, на который хотелось бы обратить внимание. Называется он «мастерская ученика». Почему введен в учебники этот раздел. Наш достаточно большой опыт педагогической деятельности показывает, что когда школьники переходят в старшую школу, в десятый или одиннадцатый класс, где от ученика начинают требовать работы с критическими статьями, с определёнными высказываниями автора, ученик оказывается к этому неподготовленным совершенно. Он не умеет составить конспект критической статьи. Вместо этого он механический пересказывает эту статью. Если эта статья, например, освящена каким-нибудь громким именем, то эти слова воспринимаются им как истина в последней инстанции. Ведь это не всегда так. По роману Тургенева «Отцы и дети», например, даже среди демократической критики велись постоянно достаточно серьезные споры.
Обобщая вышесказанное, следует сказать, что правы и те учителя, кто ратует за самостоятельное обучение и те учителя, которые заведомо против этого. Вся суть заключается в том, чтобы, например, банальная олимпиада по информатике не могла поставить ученика в ступор. Нужно чтобы олимпиады по английскому языку ученики проходили на одном дыхании и были готовы к любому повороту мысли. И здесь не важно, проходило обучение самостоятельно или в присутствии учителя.
|