УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Литературное чтение. Характеристика комплекта.

Характеристика учебников

Расположение литературного и методического матери­ала в учебниках соответствует следующим приоритетным задачам:

  • формирование навыка чтения в 1 и 2 классах
  • накопление литературных представлений (идейно-тема­тических и жанровых) в 3 классе
  • литературное разви­тие на основе упорядочения литературных знаний и представлений в 4 классе.

Круг чтения в учебнике для 1 класса составляют, преимущественно, произведения отечественной литературы. Учебник содержит произведения, тематически актуаль­ные и привлекательные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелю­бии и недоброжелательстве, смелости и трусости, хваст­ливости, трудолюбии...), о забавах детей. Методический аппарат учебника и рабочей тетради направлен, прежде всего, на форми­рование всех сторон навыка чтения.

Литературные произведения учебника для 2 класса подобраны таким образом, чтобы наиболее полно представить весь спектр литературы для детей в её идейно-тематическом, видо-жанровом и эстетическом многообразии. Структура учебника отражает его методическую направленность. Первый раздел («Учим­ся читать») посвящён формированию навыка чтения, то есть работе над осмысленностью, правильностью, бегло­стью и выразительностью чтения учащихся (подразделы «Читаем – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Чита­ем выразительно»). Во второй раздел («Учимся работать с тек­стом») помещены материалы для развития основ литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, слова, слова...», «План и пересказ»). Методический аппарат третьего раздела («В мире книг») способствует формированию у детей навыков работы с книгами.

В учебнике для 3 класса остаётся актуальным внимание к работе над читательскими умениями, однако достаточно высокий уровень навыка чтения уже позволяет выдвинуть на первый план иную (воспитательную) задачу, а значит и другой принцип систематизации лите­ратурного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уро­ков чтения. В книге для чтения содержится богатый материал для осмысления сложных неоднозначных явлений окружаю­щего мира в их единстве и диалектическом противоре­чии, что отражается даже в названиях тем, например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать – своё потерять», «Тайное всегда становится явным» и др.

В учебнике для 4 класса при сохранении ранее заявленных тенденций акцентируется задача литературного образования млад­ших школьников. Это достигается благодаря соответству­ющим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу си­стематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру ли­тературы. В каждый раздел учебника включены произве­дения одного литературного вида (жанра), что позволя­ет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представле­ний, которое происходит при этом, является непремен­ным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в основной школе) литературное развитие и образование учащихся.

  

Приоритетная идея общего и литературного развития ребенка в процессе обучения

При создании литературно-методических материалов курса «Литературное чтение» определяющим стало стремление к гармоничному сочетанию двух педагогических направлений: всестороннего развития личности учащегося и формирования у него определенных образовательным стандартом читательских компетенций. 

Приоритетная идея выражается, прежде всего, в активной направленности учебного курса на формирование мировоззрения детей, чему способствуют и специально отобранные произведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания. Осмыслению вечных истин помогает не только тематика чтения, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

Развить творческие способности учащихся позволяют специальные задания, обуча­ющие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному); выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию...) и т. п.

Умственный потенциал детей обогащается благодаря целенаправленному формированию у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, а также творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро). Развитию эмоциональной сферы способствуют не только литературные тексты, раскрывающие широкий спектр человеческих чувств, но также вопросы и задания, при помощи которых дети обучаются ориентировке в мире эмоций персонажей и в собственных чувствах.

Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация).

Тот факт, что литературное произведение является продуктом коммуникативно-речевой деятельности автора, обусловливает развитие речи читателя. Однако в курсе литературного чтения этот спонтанный процесс подкрепляется высокохудожественным кругом чтения, а так­же системой вопросов и заданий, формирующих умения связной речи и культуру речи детей.

С этой целью в методический аппарат учебников включены задания по работе над заголовками, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний. В области культуры речи ведущим является наблюде­ние над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи.

Для развития речи учащихся определяющим является формирование их отношения к чтению как к процессу общения с автором произведения. Этому благоприятствует активизация методическими средствами мотивационной сторо­ны чтения; акцент на внимании к личности пи­сателя, к его «присутствию» в произведении; развитие бережного отношения к авторскому замыслу, выражающемуся в отборе и подаче информации; развитие потребности в ответном коммуникативном акте, содержащем интерпретацию и оценку полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Чтобы литература стала средством всестороннего развития личности, источником позна­ния жизни, читатель должен обладать определенным набором литературоведческих и читательских компетенций. В связи с этим курс «Литературное чтение» включает детально разработанный методический аппарат, направленный на систематическое и тщательное формирование всех необходимых читателю младшего школьного возраста метапредметных и предметных компетенций, перечисленных в программе.

Такой подход обусловил наличие в учебниках литературно-методических материалов для организации работы на каждом из этапов урока.

1. Для подготовки к чтению используются упражнения, вопросы и задания разных типов, выполнение которых не только обеспечивает совершенствование навыка чтения, но и готовит к самостоятельному чтению и адекватному восприятию следующего за ними произведения. Соответственно, они располагаются перед текстом и, будучи ориентированы на определенный литературный материал, содержат наиболее трудные для прочтения слова, выражения, предложения из текста, который будет прочитан после выполнения данных упражнений и заданий.

2. Методическая помощь при организации основного этапа урока (чтения литературного произведения) выражается в следующем: там, где это целесообразно, слова поделены на слоги, выделен ударный слог, сделаны сноски с разъяснением лексического значения слов. В ряде случаев в текст включены вопросы и задания, развивающие умение читателей прогнозировать читаемое.

3. На заключительном этапе работы с произведением - анализ и интерпретация прочитанного - педагог использует вопросы и задания, предложенные методическим аппаратом учебника, относясь к этому творчески, то есть выбирая, дополняя их по своему усмотрению, исходя из особенностей обучающихся и собственных предпочтений.

Вопросы и задания к текстам отличаются тем, что не являются лишь общим указанием на вид деятельности («Читай выразительно», «Сделай краткий пересказ» и т.п.), а содержат систему разъясняющих вопросов и заданий, которые определяют последовательность действий учащихся (например, для организации чтения по ролям, драматизации, составления плана, выборочного и краткого пересказа...); нередко это выражается в виде памяток.

Следует заметить, что к художественным и познавательным текстам даются вопросы и задания разных типов. Первые направлены прежде всего на развитие воссоздающего воображения, умения представлять, чувствовать и выражать то, что изложено в произведении. Вторые - на формирование метапредметных умений (выделять непонятные слова и выражения, выяснять их значение, распознавать новую информацию, выделять опорные слова, определять главное в содержании, составлять план, пересказывать прочитанное разными способами и др.).

Итак, на любом из этапов урока учитель может опереться на литературно-методические материалы, помещенные в учебник.

Вторая особенность работы над читательскими компетенциями в процессе обучения по курсу «Литературное чтение» заключается в том, что комплект учебников последовательно, с 1 -го по 4-й классы, реализует три основных направления обучения чтению: а) формирование навыка чтения, б) совершенствование умений работы с текстами различной видо-жанровой специфики, в) обучение ориентировке в книгах.

А) Формированию таких компонентов навы­ка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнение упражнений, расположенных перед текстом. Работу над выразительностью помогают организовать вопросы и задания, находящиеся после текстов. Обучение пониманию читаемого, как было отмечено выше, пронизывает все этапы урока.

Б) Вопросы и задания, направленные на формирование умений работы с текстами разных типов и жанров, появляются в методическом аппарате учебников систематически. Они расположены согласно дидактическому принципу «от простого - к сложному», образуя методические линии, пронизывающие учебники с 1-го по 4-й класс. На выходе они обеспечивают читательские компетенции, заданные образовательным стандартом.

В) Третьим направлением в формировании основ читательской самостоятельности является обучение ориентировке в мире книг. В связи с этим учебники курса «Литературное чтение» в качестве учебного материала содержат не только тексты литературных произведений, но и элементы книг (обложка, иллюстрации, титульный лист, предисловие, оглавление). Это позволяет организовать практическое знакомство с функциями разных компонентов книги, что помогает заложить элементарные навыки, необходимые детям для ориентировки в книгах.

Литературно-методические материалы, входящие в УМК по литературному чтению, обеспечивают всестороннее развитие личности каждого младшего школьника и формируют у учащихся необходимые метапредметные и предметные компетенции.

 
Яндекс.Метрика