УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Вопрос - ответ

1. Каким образом данный учебно-методический комплект реализует принципы деятельностного подхода?

Учебники по чтению О. В. Кубасовой ориентированы на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, в том числе обобщенными способами учебной деятельности. Этому служат, например, имеющиеся в учебниках алгоритмы для работы над выразительным чтением, ролевым чтением, драматизацией, над словесным рисованием; памятки для обучения выборочному пересказу, краткому пересказу, составлению аннотации и читательского отзыва; описание последовательности работы над составлением диафильма по прочитанному, над воображаемой экранизацией, над подготовкой презентации и др.

2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Учебники по чтению содержат вопросы проблемного характера (например: 2 класс, ч. 3, с. 35 , вопрос 5; 3 класс, ч. 3, с. 22, вопрос 1), предполагающие высказывание обучающимися противоположных точек зрения, в силу чего на уроках возникают дискуссии, требующие поиска детьми аргументов (в тексте, в жизненном опыте) для обоснования собственной точки зрения.

Кроме того, вопросы к текстам постоянно сопровождаются подвопросами «Почему?», заданиями «Поясни свое мнение», что предполагает поиск обучающимися аргументов в изучаемых текстах.

3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает индивидуальную работу обучающихся (словесное, музыкальное и графическое рисование, составление плана текста, все виды пересказа и др.), групповую деятельность (напр., игра «Радиотеатр», игра «Театр»), а также коллективную, фронтальную формы выполнения заданий (беседа, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой…). На обеспечение индивидуальной работы кроме учебников направлены имеющиеся в данном комплекте рабочие тетради и тесты.

4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. К тому же непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Приведем пример, подтверждающий сказанное.

При обучении составлению плана сначала поэтапно отрабатываются отдельные действия, составляющие данный способ деятельности: выделение эпизодов (микротем), деление текста на части, озаглавливание эпизодов, текстов; затем учащиеся составляют план в опоре на памятку и только после такого системного обучения учебник предлагает задание «Составь план текста». Кроме того, предусмотрено такое требование системности, как переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения, а именно, в данном случае: сначала обучающиеся выполняют задания в опоре на иллюстрации или группы иллюстраций, представляющие собой картинный план, затем следует этап перевода картинного плана в вербальную форму (например, 2 класс, ч. 3, с. 35, задание 2), после чего составление плана становится вербальным, без опоры на иллюстрации.

5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

а) Данный УМК по чтению обеспечивает выполнение предметных результатов, поскольку содержит упражнения, вопросы и задания, направленные на формирование всех необходимых компонентов читательской самостоятельности. В нем есть специальные упражнения и задания для формирования навыка чтения (осознанности, правильности, беглости и выразительности чтения); умений работы с различными по жанрам художественными и познавательными текстами (анализ содержания и образных средств языка, выделение главного и второстепенного, составление плана и различных видов пересказа, выделение ключевых слов и мн. др.); умения ориентироваться в мире книг (работа с обложкой, титульным листом, прикнижной аннотацией, каталогом и т.п.).

б) Достижение метапредметных результатов обеспечено самой сущностью учебного предмета, поскольку чтение, являясь одним из видов речевой деятельности, представляет собой ведущий способ сбора и освоения информации, в том числе и при использовании компьютерных технологий. Кроме обучения различным видам чтения (творческому, ознакомительному, поисковому, просмотровому, изучающему), в учебнике предусмотрены задания, формирующие различные способы обработки информации, например:

  • выделение ключевых слов (с 1 кл.),
  • выделение главного (с 1 кл.),
  • составление плана (с 1 кл.),
  • ранжирование информации (со 2 кл.),
  • пересказ прочитанного (подробный - с 1 кл., творческий – со 2 кл., выборочный – с 3 кл., краткий – с 4 кл.)
  • сжатие информации (с 3 класса) и т.д.

6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

В данном УМК учтены личностные и социальные интересы современных детей. Например, это выражается в подборе учебного материала. Произведения, составляющие учебник, соответствуют возрастным возможностям обучающихся, с интересом читаются ими. Этому способствует разнообразная тематика чтения, охватывающая различные аспекты внутреннего мира детей и современной им действительности. В учебниках раскрыта школьная тема («1 кл. - раздел «Звенит звонок – начинается урок»), а также тема детских игр и забав (1 кл. – раздел «Делу время, потехе – час»), рассмотрены различные нравственные проблемы (3 кл. – разделы «Труд человека кормит, а лень портит», «Много хватать – свое потерять», «Ежели вы вежливы…» и др.), тема семьи (3 кл. – раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает»).

Интересам и потребностям детей также соответствует подбор литературных произведений с точки зрения жанров (при всем жанровом разнообразии в учебных книгах достаточно любимых младшими школьниками сказок и стихов, в том числе написанных современными авторами).

7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Подробный методический аппарат учебников по чтению содержит вопросы и задания не только обучающего характера; часть из них используется учителями для оценки достижений обучающихся. Кроме того, оцениванию результатов обучения способствует применение на уроках рабочих тетрадей, входящих в данный УМК. В тетрадях, помимо текущих заданий, позволяющих проверять качество усвоения учебного материала, имеются проверочные работы к прочитанным разделам.

Наиболее эффективны для прослеживания динамики личных достижений каждого из учеников и всего класса в целом тестовые задания, входящие в УМК. Они составлены для каждого года обучения и снабжены методическим приложением для учителя, содержащим не только ответы на тесты, но также систему оценивания, соответствующую разным этапам формирования читательской самостоятельности учащихся. Здесь же имеются «Листы контроля», заполнив которые учитель увидит картину всего класса в целом по наиболее существенным параметрам обучения чтению.

8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование универсальных учебных действий. Представьте в примерах все группы УУД.

В рассматриваемых учебниках имеются задания, направленные на формирование всех универсальных учебных действий. Рассмотрим их по группам.

1) Личностные.

а) Смыслообразование. («Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким» - 1 кл., «Для чего (для кого) учишься ты?» - 2 кл.)

б) Нравственно-этические. («Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»? – 3кл., «Можно ли согласиться со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?; «Что остается на Земле после людей?» - 3 кл.)

в) Самопознание и самоопределение. («Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом» - 3 кл.; «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?» - 3кл.; «Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с тобой происходили неприятности?» - 3 кл.; «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?» - 4 кл.)

2) Регулятивные.

а) Целеполагание, планирование. («Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?» – 2–4 классы)

б) Прогнозирование. («Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ» - 3 кл.; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?» - 3 кл.)

в) Контроль (волевая саморегуляция). («Что ты делаешь, когда на душе плохо? Как ты выходишь из этого состояния?» - 4 кл.; «Составь план той части, которая посвящена князю Владимиру. Постарайся не упустить ничего важного» - 4 кл.)

г) Коррекция. («Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование) – 2, 3 кл.; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана» - 4 кл.)

д) Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет). («Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого» - 2, 3, 4 кл.; «Перечитай текст и отметь то новое, что ты узнал о деревьях русского леса» - 4 кл., «Перечитай статью и отметь то, что тебе непонятно» - 4 кл.)

3) Общепознавательные.

а) Общеучебные. («Найди и прочитай, почему мы зовем Россию - отечеством, - родиной, - матерью» - 2 кл.; «Перечитай текст и на полях отметь одной вертикальной чертой те фрагменты, в которых описывается Зевс, двумя вертикальными чертами описание Олимпа» - 4 кл.; «Из статьи, рассказывающей о ели, выбери опорные слова (подчеркни их в тексте или выпиши). Перескажи статью о ели по опорным словам» - 4 кл.; «Выбери из текста и прочитай только то, что относится к теме «Космос и животные» - 4 кл.; «Кратко перескажи. При подготовке к пересказу пользуйся памяткой…» - 4 кл. и т.д.)

б) Логические. («Что объединяет две последние сказки?» - 2 кл.; «Что Сент-Экзюпери считает в людях важным, а что – нет?»; «Почему автор так серьезно отнесся к проблеме баобабов? Не подразумаевает ли он под баобабами нечто важное, имеющее отношение к человеку? Что именно?»; «В следующей части сказки прочитай о путешествиях Маленького принца и подумай, чем отличается каждый из обитателей астероидов» - 4 кл.)

4) Коммуникативные.

а) Планирование учебного сотрудничества. («Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию» - 3, 4 кл.; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими» - 4 кл.; «Выпиши непонятные слова из этого текста на отдельные карточки и, по мере узнавания их смысла, заполняй эти карточки. На одном из уроков поделись с одноклассниками собранным материалом» - 4 кл.)

б) Постановка вопросов. («Поставь вопросы к статье. Для этого: - перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; - сформулируй вопросы; - задай вопросы одноклассникам» - 4 кл.; «Придумай вопросы на тему: «Что из чего». Если можешь – отвечай на них. Много ответов ты найдешь в познавательной литературе» - 4 кл.)

в) Построение речевых высказываний. («Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку) – 1 кл., «Придумай продолжение этой истории» - 2, 3 кл.; «Придумай сказку по подобной сюжетной схеме» - 3 кл., «Придумай другую сказочную историю с персонажами этой сказки» - 3 кл.; «Подготовь сообщения об Олимпе и Зевсе» - 4 кл., «Найди описание скафандра. Представь, что ты учитель и должен интересно и понятно рассказать ученикам о скафандре. Подготовься и расскажи» - 4 кл.)

г) Лидерство и согласование действий с партнером. («Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр» («Театр») – 2–4 классы)

9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

Детям предлагаются задания на поиск информации о значениях слов в словарях, стимулируется их обращение к познавательной литературе, регулярно даются задания на поиск книг по определенным параметрам.

Методическим аппаратом учебников и рабочих тетрадей, начиная с 1 класса, предусмотрено обучение учащихся ориентировке в мире книг по обложкам, титульному листу, оглавлениям, аннотациям. Во 2 классе этому посвящен специальный раздел «В мире книг», где закладываются основы читательской самостоятельности.

Кроме того, учебники содержат алгоритмы и памятки, в опоре на которые учащиеся могут самостоятельно осваивать определенные программой способы учебных действий.

10. Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, на выработку привычки к самоконтролю влияют такие упражнения, регулярно встречающиеся в учебнике и в рабочей тетради, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки».

Кроме того, чтобы учащиеся приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением автора? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил на месте этого героя?», «Оцени своё выступление: что получилось, а что нет? Что оказалось трудным?», «Нравится ли тебе твоё сочинение? Чем именно? Что хотелось бы переделать?» и т.п.

Формированию действия контроля (самоконтроля) также способствует использование входящих в данный УМК тестов. Сборник тестов для каждого года облучения начинается со статистического листа «Мои результаты», который заполняется в течение учебного года по мере прохождения тестирования.

11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Главное средство мотивации данного УМК – содержащиеся в нем интересные, близкие детям произведения и посильные задания. В учебниках имеются пословицы, формирующие мотивацию («Книга – лучший друг», «Ученье – свет, а неученье – тьма» - 1 кл., «Учение – путь к умению», «Чтение - вот лучшее учение» - 2 кл. и т.п.).

Кроме того, в учебниках находится много произведений на тему школы, обучения. Например: 1 кл. - А. Барто. «Стали грамотными», Р.Сеф. «Учись читать!...», Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…», А. Курляндский. «Первое сентября попугая Кеши»; 2 кл. – М. Бородицкая. «Первое сентября», В. Берестов. «Читалочка», Д. Родари. «Машинка для приготовления уроков» и др.

Не только тексты, но также ряд вопросов и заданий направлены на создание мотивации к чтению, обучению, например: «Назови свою любимую книгу. Чем она тебе нравится?» (1 кл.); «Для кого и для чего учишься ты?» (2 кл., после рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится»).

12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает групповую деятельность (например, регулярно встречающаяся на страницах учебника и рабочей тетради игра «Радиотеатр», а также игра «Театр»). Кроме того, в рамках учебного сотрудничества проводятся беседы по прочитанному, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой, обсуждение творческих работ учащихся. (Примеры: «Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр» («Театр») – 3, 4 кл.; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими» - 4 кл.; «Выпиши непонятные слова из этого текста на отдельные карточки и, по мере узнавания их смысла, заполняй эти карточки. На одном из уроков поделись с одноклассниками собранным материалом» - 4 кл.)

Социальному развитию детей способствует чтение и обсуждение поучительных сказок, басен, рассказов на тему дружбы и товарищества (Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Росин «Друзья познаются в беде», Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Рыцари» и мн. др.), знакомство с повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и с рядом других произведений соответствующей тематики.

13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Идеи развивающего обучения позволяет реализовать, прежде всего, достаточное количество разнообразных творческих заданий, входящих в учебник. Это, например, словесное, музыкальное и графическое рисование, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация. Кроме того, учебники содержат задания, стимулирующие литературное творчество учащихся, например: «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» - 1 класс; «Придумай свою историю о слонике» - 2 класс; «Подготовь рассуждение на тему «Что остается после людей?» - 3 класс; «Придумай свою историю к морали этой басни» (Эзоп. «Лисица и Козел») – 4 класс; «Придумай мораль к этой басне – дай совет Волку (С. Михалков. «Просчитался») - 4 кл.

На страницах учебника имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?» - 3, 4 кл.; «Вспомни (если хочешь – выпиши) те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни» - 3, 4 кл. и т.п.

Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении чтению в учебники введен значок «Флажок», который обозначает задания факультативного характера, предназначенные для хорошо подготовленных учащихся. Они выполняются по желанию.

Кроме того, обеспечению индивидуальной работы с учащимися способствуют входящие в данный УМК рабочие тетради, хрестоматии для дополнительного чтения и тесты.



Яндекс.Метрика