УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Музыка. Содержание курса.

Содержание учебников развивает основные положения музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, и способствует раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Развитие музыкального восприятия школьников осуществляется от отдельных музыкальных образов к целостным музыкальным композициям крупных жанров и форм музыки.

1 класс – Мир музыкальных образов

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (на примере фольклорных образцов и произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена). Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете. Особенности музыкальной речи.

Основная идея первого класса – раскрытие школьниками связей музыки и жизни, подведение их к осознанию самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими средствами передавать чувства и мысли людей. Сквозная линия в содержании занятий первого класса - раскрытие особенностей музыкальной речи через сравнение с другими способами коммуникации.

В процессе музыкальной деятельности школьники постигают интонационно-образную и временную природу музыкального искусства, учатся оперировать средствами языка музыки, слышать в музыкальной интонации героя произведения и его жизненные обстоятельства, воспринимать развитие музыки как череду музыкальных событий. Учащимся предстоит разобраться: как разговорная речь, жесты и пластика, изображения переплавляются в музыкальную речь, обогащая ее и делая более понятной для слушателя.

2 класс – Мир музыкальных историй

Разнообразие музыкальных историй: песня, романс, пьеса, концерт, опера, балет, симфония (народные песни, произведения М.И.Глинки, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, Л.Бетховена, С.С.Прокофьева). Опера, балет, симфония как целостные музыкальные истории.

Содержание второго класса направлено на постижение школьниками музыкальных произведений как развертывающихся во времени «музыкальных историй». В учебнике второго класса сопоставляются краткие истории небольших произведений (романс А.П.Бородина «Спящая княжна», русская народная песня «А мы просо сеяли» и др.) с развернутыми историями крупных жанров (балет «Золушка» С.С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки, Четвёртая симфония П.И.Чайковского), рассказывающими полно и многогранно о событиях в жизни героев произведений.

Внимание сосредоточивается на качественных преобразованиях музыкальных образов через «накопление» в них различных изменений, через сопоставление контрастных образов, их постепенное сближение и объединение в процессе развития. Ведущая роль музыки в синтетических жанрах - опере и балете - позволяет воссоздавать по музыке место и время действия, смысл слов и жестов, с которыми герои будут исполнять эту музыку, их сценический облик, особенности движения, декораций и т.д.

3 класс – Как устроено крупное музыкальное произведение?

Родство контрастных тем-образов в сюите, кантате, симфонии, опере, фортепианном цикле, симфонической картине-фантазии композиторов Э.Грига, М.И.Глинки, А.П.Бородина, В.А.Моцарта, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева.

Содержание третьего класса – новый этап освоения школьниками наиболее развитых жанров музыкального искусства (оперы, симфонии, кантаты) на основе творческого преобразования музыкального материала. Знакомству с произведением предшествует этап «воссоздания» ребенком его тем-образов в опоре на конструктивную основу, выявленную в ходе анализа какой-либо темы этого произведения (позиция композитора). Процесс мысленного конструирования тем-тезисов, с одной стороны, опирается на представление детей о содержательном наполнении моделируемых образов, а с другой – на полученные в результате анализа конструктивные ячейки, из которых и «выращиваются» зерна-интонации музыкальных образов произведения.

Такой путь оказывается возможным благодаря формированию у детей к третьему классу целостного представления о специфике жанров изучаемых произведений, об их драматургических закономерностях, приобретению опыта соотнесения звучащей музыки и ее графической записи.

4 класс – Мир музыки моего народа

Великие традиции музыкальной культуры России (на материале народной и композиторской музыки). Образный строй и драматургия произведений русских композиторов (Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского).

Содержание четвертого класса расширяет и систематизирует музыкальный опыт школьников в процессе освоения отечественной народной и композиторской музыки разных типов драматургии. Раскрываются связи русской музыки с русскими сказаниями и легендами, историей, литературой.

Учащиеся погружаются в художественный мир произведений: эпического склада (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова), лирико-драматического характера (опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского, кантата «Курские песни» Г.В.Свиридова, Второй концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова), героико-патриотического содержания (Вторая симфония А.П.Бородина), лирического настроения (романс «Сирень» С.В.Рахманинова), юмористического звучания (концерт «Озорные частушки» Р.К.Щедрина). Продолжается знакомство с ведущими отечественными оперными театрами и симфоническими оркестрами, известными отечественными и зарубежными исполнителями вокальной и инструментальной музыки.

Яндекс.Метрика