УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Технология. Основные особенности содержания УМК.

Основным ориентиром при отборе предметного содержания обучения являются требования ФГОС НОО. В соответствии с принятой концепцией уроки технологии приобщаются к целостной системе общего образования. Данный курс, как и все остальные учебные предметы в школе, реально направлен на развитие интеллекта, психических процессов и духовного мира школьников, углубление их общей культуры (т.е. всех видов метапредметных и личностных результатов) – но с учетом специфических возможностей предмета, строго на основе предметного содержания.

В качестве специфической содержательной и методической базы курса в авторской программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования. Основные аргументы в пользу данного положения состоят в следующем.

Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» предметной среды, поскольку он проводит в ней большую часть жизни, а также в процессе пользования осуществляет и воздействие на среду. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части.

Поскольку только на уроках технологии ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии. Программа предусматривает лишь формирование первоначальных представлений о смысле и красоте вещей, которые дети получают одновременно с их практическим изготовлением на уроках: какие требования к вещам предъявляет потребитель (пользователь), какие правила следует учитывать при их производстве и использовании. Подобный подход в современном образовании характерен для наиболее прогрессивных педагогических систем.

Структура и содержание представляемого учебно-методического комплекта в полной мере отражают именно общеобразовательный, культурологический смысл учебного предмета. Все «технологические» линии, разумеется, включены в содержание в полном объеме, но они играют подчиненную роль. С точки зрения освоения практических приемов, материалов и технологий деятельность школьников разнообразна, имеет четко выдержанную последовательность в формировании действий и операций. Однако в общей проблематике учебных разделов технологический принцип не выражен; он отражен лишь в поясняющих названиях частных тем – что подчеркивает служебное, а не главное положение практико-технологических вопросов в общем содержании курса.

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

В соответствии с программой в общем содержании курса условно выделяются три главных содержательных линии, которые во взаимосвязи дают ученикам первоначальные представления о том, как создается и развивается мир вещей. Эти линии можно обозначить так:

  1. ознакомление с основными правилами дизайна, которые нужно учитывать при изготовлении изделий;
  2. ознакомление с формами, образами и конструкциями природы и их использование в конструировании изделий; 
  3. ознакомление с культурными традициями в создании вещей. 

Указанные линии не выделяется в изолированные темы или разделы, их содержание разработано на интегративной основе и излагается на доступном младшим школьникам уровне. Ознакомление с элементарными правилами дизайна, а также осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы включается в практическую работу учащихся по изготовлению изделий. Знакомство с культурными традициями, отраженными в мире вещей, также происходит в непосредственной связи с изготовлением соответствующих изделий.

Всё это, наряду с расширением кругозора, обогащает детей духовно, способствует формированию у них культурно-исторической памяти.

Что касается учителя (который в большинстве случаев не имеет специальной «дизайнерской» подготовки), то разработанное таким образом содержание УМК обеспечивает ему необходимую и достаточную поддержку и помощь в проведении уроков на должном уровне.


Яндекс.Метрика