В процессе знакомства с текстом учебника дети приобретают начальные сведения о сущности и значении занятий физическими упражнениями, необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать правильную осанку. Учащиеся получают начальные знания об особенностях процессов и явлений, которые сопровождают занятия физической культурой и соблюдение основ закаливания, личной гигиены и в целом здорового образа жизни. У школьников формируется представление о физической культуре как явлении общей культуры. Материал о возникновении и развитии Олимпийских игр и различных спортивных соревнований связывается с необходимостью развивать физические качества и осваивать технические действия из разных видов спорта для участия в соревнованиях и для улучшения качества жизни.
Материалы, изложенные в учебниках, объясняют способы распределения играющих в подвижные игры на команды, формируя у учеников личностный смысл учения, учат детей правильно вести себя со сверстниками, понимать и осознавать свои ошибки, помогать друзьям. Всё это формирует принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Изучение разделов «Физическая нагрузка», «Измерение физической нагрузки», «Дневник самоконтроля» способствует созреванию мотивации учебной деятельности.
Разделы « Комплекс утренней зарядки», «Физкультминутка», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Формирование правильной осанки», «Комплекс для укрепления спины», «Самостоятельное составление комплексов утренней зарядки» объясняют роль и значение этих комплексов для укрепления здоровья человека и формируют навыки самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Материалы учебников предлагают образец планирования своего режима и формируют умение планировать индивидуальный распорядок дня: утренняя зарядка, водные и гигиенические процедуры, поход в школу и обратно, учебная деятельность, питание, занятия физическими упражнениями во время подготовки уроков, самостоятельные спортивные занятия, в том числе и совместно со сверстниками и родителями.
«Самостоятельное составление комплексов утренней зарядки» предполагает самостоятельное планирование на предложенных в учебнике образцах.
В учебниках приводятся правила планирования тестирования показателей физической подготовленности в течении учебного года, выявление слабых в своем развитии физических качеств и планирование их развития во время самостоятельных занятий.
Материалы учебников формируют устойчивые мотивы и потребности человека в бережном отношении к своему здоровью, культуре движений, в оптимальном уровне физического развития и физических (координационных, скоростных, силовых, выносливости и гибкости) способностей.
Все материалы учебников подводят к мысли, что высокий уровень физической культуры и связанный с ней оптимальный уровень здоровья является одним из основных слагаемых успешной учёбы и социализации в обществе.
|