Важнейшие особенности учебного предмета «Изобразительное искусство»:
● культурологическая направленность, раскрывающая общечеловеческие ценности, предполагает приобщение учащихся к отечественному и мировому художественному наследию:
1 класс: «Художник и природа родного края»;
2 класс: «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем»;
3 класс: «Художник и природа разных стран мира»;
4 класс: «Художник, природа и Я».
● интегративный характер: взаимосвязь содержания курса с другими предметами начальной школы (в первую очередь. с «Окружающим миром», «Основами духовно-нравственной культуры народов России», «Литературным чтением»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье; с внешкольными мероприятиями и выставками детского изобразительного творчества;
● художественная направленность предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя: «я – автор», «я – зритель», «я – ценитель искусства», способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое практическое воплощение проблемной ситуации по линиям «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства».
Цель курса – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия), формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусств; формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и др. в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
В 1 классе закладываются основы интереса к изучению изобразительного искусства. Решению этой задачи способствуют материалы, представленные на страницах учебника: разнообразные задания (в том числе игровые), стимулирующие познавательную и творческую активность детей, рождающие чувство удовлетворения от результатов творческого труда; привлекательные темы, тексты и многочисленные иллюстрации, близкие опыту первоклассников, способствуют расширению детских представлений о художнике и природе родного края, о различных способах реализации творческих замыслов при освоении изобразительных, декоративных и конструктивных видов деятельности.
Во 2 классе центральным направлением является изучение выразительных возможностей разных художественных материалов: краска, уголь, фломастеры, пастель и др., а также осмысление проблемы «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». Решению данной проблемы способствуют визуальные ряды учебника, которые выстраиваются на диалоге: живая природа, произведение искусства, продукт детского изобразительного творчества. Творческие задания, представленные на страницах учебника, способствуют вариативному раскрытию темы, индивидуализации образовательного процесса.
В 3 классе основной образовательной проблемой является тема «Художник и природа разных стран мира». На первый план выдвигается тезис: «От родного порога в мир общечеловеческих ценностей». Этим тезисом, как мотивом, направляется развитие у учащихся графических умений, навыков творческой интерпретации, формирование познавательной активности и коммуникативных универсальных учебных действий как при создании плоскостного, так и при создании объемного изобразительного образа.
В 4 классе углубление интереса к изобразительному искусству осуществляется через личностные смыслы образования «Художник, природа и Я». Материалы учебника нацеливают деятельность ученика на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Руководствуясь тезисом «Каждый народ – художник», учащиеся идут путём постоянных наблюдений, поиском средств художественного выражения, и в ходе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса регулярно получают его подтверждение.
Учебники предметной линии «Изобразительное искусство» создают условия для постепенного становления у начинающих учиться школьников духовно-нравственных ориентиров, основ визуальной культуры как важных элементов художественной культуры личности.
|