Ворожейкина Н. И., Заяц Д. В. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс
Учебник является своеобразным введением в предмет, независимо от того какой модуль будет изучать четвероклассник (по выбору родителей или законных их представителей).
В содержании учебника присутствует историко-культурная специфика: национальный колорит, исторические сведения. Часть вопросов и заданий также учитывают региональные, национальные особенности народов РФ.
Вместе с тем, упор делается не на различия между народами, а на отражение многообразия и единства национальных культур и народов России, на то, что их объединяет.
Учебник состоит из четырех разделов: «Народы России», «Религии народов России», «Духовно-нравственные нормы и ценности», «Наш дом – Россия».
Первый раздел учебника посвящён народам России. Его содержание актуализирует и обобщает знания и представления, полученные младшими школьниками в курсе «Окружающий мир» о многонациональной России; продолжает воспитание дружбы и согласия между народами, уважения обычаев и традиций, культуры и быта своего и других народов России.
Кроме того, материал учебника способствует углублению полученных знаний за счёт сведений об исторической родине коренных народов России, времени и обстоятельствах вхождения в состав России, о современных национально-территориальных образованиях в составе России.
Второй и третий разделы содержат краткие сведения (текст, иллюстрации и подписи к ним) о традиционных религиях народов России – православии, исламе, буддизме, иудаизме (основатели, священные книги, символы; какие народы исповедуют), о духовно-нравственных чертах народов России.
Четвёртый раздел «Наш дом – Россия» является своеобразным заключением содержания учебника, поиском совместно с учениками ответа на вопрос, что объединяет народы России.
Одной из особенностью данного учебника являются вопросы и задания (к тексту, иллюстрациям) на актуализацию (перенос известного в новые условия) ранее полученных знаний из курса «Окружающий мир» (о народах России, правах и обязанностях граждан РФ, государственной символике, государственных институтах и др.). Они способствуют развитию умений школьников применять ранее полученные знания, а также формированию представлений о России, как общем доме для народов, её населяющих.
Содержание содействует осознанию четвероклассником своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, гордости за своё Отечество, свой народ; воспитанию уважительного отношения к другим народам России, их культурным и религиозным традициям.
Заяц Д. В., Ворожейкина Н. И. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур: 4 класс
Содержание учебника помогает формированию представлений о мировых религиозных культурах (время появления, основатели, священные книги и места, религиозная мораль, сооружения, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, религиозное искусство и др.).
Учебник состоит из следующих разделов: «Религии мира», «Иудаизм», «Христианство», «Ислам», «Буддизм».
Самый большой раздел «Христианство», отдельной темой в нем выделено «Православие».
Содержание учебника культурологическое, направлено на осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира. Рассмотрение материала о мировых религиях, их особенностях связано с воспитанием уважительного отношения к религиозным чувствам людей, терпимости к иным верованиям.
Ряд заданий учебника направлен на развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий и подготовки сообщений, что в свою очередь способствует стремлению больше узнать о традиционных для России религиозных культурах.
Кроме того, четвероклассники участвуют в диалогах («ученик-учебник», «учитель-ученик», «ученик-ученик»); учатся соотносить нравственные заповеди религий мира с современными нормами морали.
Ворожейкина Н. И., Заяц Д. В. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики: 4 класс
Содержание учебника направлено на формирование представлений об основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию, государству, отношения детей и родителей, трудовая мораль, этикет и др.).
Учебник состоит из следующих разделов: «Этика и культура», «Самое дорогое у человека – это жизнь», «Любовь к Родине, верность Родине», «Семья, семейные ценности», «Труд создал человека», «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними», «Этикет».
В рассматриваемом модуле актуализируются знания школьников из курсов «Литературного чтения» и «Окружающего мира», первой части ОРКСЭ. На их основе выявляются духовно-нравственные черты, присущие народам России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, гостеприимство, дружелюбие, трудолюбие, доброта, милосердие и др. Данный материал дополняется, углубляется на примере российской светской этики, акцентируется внимание на нравственных аспектах человеческого поведения в разных обстоятельствах.
Кроме того, расширяются представления о семье – самом близком окружении ребёнка, с точки зрения ценностных ориентиров (честь семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи и др.).
Важной составляющей модуля является материал о труде, его роли в жизни людей.
Центральное место отводится нравственным ценностям и устоям, их значению в жизни людей, общества. Школьники учатся соотносить хорошие и плохие поступки людей, оценивать их в соответствии с нормами российской этики: с позиций «добра и зла», справедливости и несправедливости, совести, долга, служения Родине.
Особенностью данной книги является то, что четвероклассникам не преподносятся нормы морали в готовом виде, в большинстве своём им надо подумать, обсудить высказать свою точку зрения на то или иное положение, тот или иной поступок.
Таким образом, четвероклассники участвуют в диалоге, излагая и отстаивая своё мнение. Содержание учебника (текст, вопросы и задания) подводят их к оцениванию своего поведения (в школе, дома и вне их), учебного труда.
Задания учебника ориентируют школьников на сотрудничество с одноклассниками при работе в группах: принимать во внимания предложения других людей, проявлять инициативу при выполнении заданий и т.д.
|