Особенностью данного учебного курса является отношение к уроку чтения как к процессу общения между автором литературного произведения и учащимися.
Подход к обучению чтению как к обеспечению качественного литературного общения детей включает предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед началом общения через книгу, осмысление информации в процессе чтения и, наконец, осознание своего отношения к результатам общения.
Для полноценного функционирования модели «АВТОР => ТЕКСТ => ЧИТАТЕЛЬ» УМК содержат методические материалы, позволяющие учителю осуществлять:
- подготовку детей к общению через текст,
- адекватное восприятие ими произведения,
- активное освоение информации, полученной в результате коммуникативного акта.
Для подготовки к восприятию литературных произведений в двух основных учебных пособиях имеются следующие методические материалы: вопросы и задания, позволяющие ориентироваться в характере литературного произведения, направив внимание обучающихся на фамилию автора, заглавие, иллюстрации, титульный лист, аннотацию, оглавление. Кроме этого, поскольку речь идёт о начинающих читателях, даются упражнения, позволяющие после их выполнения достаточно свободно раскодировать текст (имеются в виду упражнения в осознанности, правильности, беглости чтения, а также для проведения лексической работы).
Что касается организации второго, основного этапа коммуникативного акта, то учебные пособия, прежде всего книга для чтения, предлагают в качестве учебного материала литературные произведения, соответствующие возрастным запросам и возможностям учащихся и способные пополнить опыт эмоционально-образного познания детьми окружающего мира и самих себя.
Для осуществления творческой интерпретации и обсуждения прочитанного, направленных на то, чтобы разобраться в полученной информации и сформировать к ней личное отношение, УМК содержит комплекс вопросов и заданий, расположенных в двух основных пособиях: учебнике и тетради. Совокупность вопросов и заданий, представленных в двух названных пособиях, позволяет организовать полноценную работу с литературными произведениями, находящимися в учебнике.
Таким образом, учебно-методический комплект содержит материалы для каждой из ступеней коммуникативного акта «АВТОР => ТЕКСТ => ЧИТАТЕЛЬ».
Кроме того концептуальными положениями данного курса являются:
1. Активная направленность на формирование мировоззрения детей. Этому способствуют не только высокохудожественные произведения соответствующей тематики и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые сопутствуют текстам.
2. Развитие творческих способностей учащихся, на что направлены специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т. д.).
3. Обогащение умственного потенциала детей и формирование у них универсальных учебных действий, что достигается, прежде всего, целенаправленной работой над правильным типом читательской деятельности, заключающимися в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое, адекватно и творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро) и др.
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния литературных героев способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется специальными заданиями учебников и тетрадей (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплик персонажей с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развёрнутая драматизация и др.).
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания для организации наблюдения над правильностью, точностью, богатством и выразительностью художественной речи, а также задания для работы над составлением плана, над всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний.
Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические средства.
6. Комплексный подход к формированию совокупности компетенций, необходимых для становления читательской самостоятельности учащихся.
|