| 
                 В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. 
                В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. 
                Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» 
                У выпускника будут сформированы: 
                
                  - положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
 
                  - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
 
                  - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
 
                  - понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
 
                  - осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
 
                  - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
 
                  - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
 
                  - осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
 
                  - понимание важности здорового образа жизни.
 
                 
                У выпускника могут быть сформированы: 
                
                  - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
 
                  - зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной
 
                  - край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
 
                  - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
 
                  - эстетическое восприятие природы и объектов культуры,
 
                  - стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
 
                  - осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
 
                 
                Метапредметные результаты 
                Регулятивные универсальные учебные действия 
                Выпускник научится: 
                
                  - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место
 
                  - для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
 
                  - принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
 
                  - планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
 
                  - действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
 
                  - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
 
                  - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение,
 
                  - продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
 
                  - ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
 
                  - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
 
                  - адекватно оценивать результаты учебной деятельности,
 
                  - осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
 
                 
                Познавательные универсальные учебные действия 
                Выпускник научится: 
                
                  - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
 
                  - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
 
                  - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
 
                  - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
 
                  - подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
 
                  - наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
 
                  - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
 
                  - осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
 
                  - сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
 
                  - обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
 
                  - дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
 
                  - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
 
                 
                Коммуникативные универсальные учебные действия 
                Выпускник научится: 
                
                  - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 
                  - аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
 
                  - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
 
                  - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
 
                  - планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
 
                  - проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
 
                  - уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
 
                  - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
 
                 
                Предметные результаты 
                Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится: 
                
                  - различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
 
                  - приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
 
                  - описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
 
                  - сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
 
                  - различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
 
                  - различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
 
                  - различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
 
                  - характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
 
                  - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
 
                  - использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
 
                  - находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
 
                  - объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
 
                  - объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
 
                  - выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
 
                  - находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
 
                  - вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
 
                  - выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
 
                  - использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
 
                  - исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
 
                  - измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
 
                  - выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
 
                  - вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
 
                  - объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
 
                  - готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
 
                  - пользоваться масштабом при чтении карт;
 
                  - обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектамиприроды, результаты эксперимента);
 
                  - ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
 
                  - моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
 
                  - участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
 
                 
                В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится: 
                
                  - воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
 
                  - ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
 
                  - рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
 
                  - использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
 
                  - узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
 
                  - находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
 
                  - показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
 
                  - понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
 
                  - анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
 
                  - готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
 
                  - рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
 
                  - объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
 
                  - различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
 
                  - рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
 
                  - физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
 
                  - соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших,
 
                  - быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
 
                  - различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
 
                  - составлять родословную своей семьи; объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
 
                  - рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
 
                  - рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
 
                  - находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
 
                  - находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;
 
                  - оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
 
                  - использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
 
                  - изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
 
                  - моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
 
                 
                В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится: 
                
                  - осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
 
                  - оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
 
                  - соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
 
                  - соблюдать нормы безопасного и культурного поведения
 
                  - в транспорте и на улицах города;
 
                  - объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
 
                  - составлять и выполнять режим дня.
 
                 
                Выпускник получит возможность научиться: 
                
                  - сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
 
                  - следовать правилам здорового образа жизни;
 
                  - соблюдать правила противопожарной безопасности;
 
                  - оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
 
                 
                
               | 
               |